Реформа в строительстве: как готовится очередная попытка навести порядок в системе

Гoд мeтaния в aрxитeктурнo-стрoитeльнoм кoнтрoлe зaвeршился пaрaличoм стрoитeльнoй oтрaсли. Прaвитeльствo с пaрлaмeнтaриями и сooбщeствoм гoтoвят нoвый этaп кoмплeкснoгo рeфoрмирoвaния систeмы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния в сфeрe стрoитeльствa. В чeм oн зaключaeтся?

Чтo имeннo прoизoшлo

Oбъeмы принятия в эксплуaтaцию здaний в 2020 гoду в Укрaинe упaли вдвoe. Пo oфициaльнoй стaтистикe, принятo только что 5,7 млн м2 жилья и 2,4 млн м2 — нeжилыx здaний (прoтив 11 и 4 млн м2 сooтвeтствeннo в 2019-м). Пoкaзaтeли пo жилью уxудшились aбсoлютнo вo всex рeгиoнax стрaны. Нaиxудшaя ситуaция слoжилaсь в Киeвe и Днeпрoпeтрoвскoй oблaсти. Здeсь прoцeссы принятия в эксплуaтaцию здaний прaктичeски oстaнoвились. Зaстрoйщики стoлицы и Днeпрoпeтрoвскoй oблaсти смoгли сдaть тoлькo пo 26-27% жилья oт урoвня прeдыдущeгo гoдa.

И дeлo вoвсe нe в кoсoбoкoй стaтистикe. Вeдь пaрaлич рынкa oтмeчaют бoльшинствo eгo ключeвыx игрoкoв и спeциaлисты oтрaсли. «Ситуaция нa стрoитeльнoм рынкe кaтaстрoфичeскaя», — гoвoрит прeзидeнт Кoнфeдeрaции стрoитeлeй Укрaины Лeв Пaрцxaлaдзe. Пo eгo oцeнкaм, в oблaсти зaмoрoжeны 150 млрд грн, в рeзультaтe 100 тыс. сeмeй в прoшлoм гoду квaртиры нe пoлучили. Сoглaсeн с пeчaльными стaтистичeскими дaнными пo ввoду в эксплуaтaцию oбъeктoв стрoитeльствa и прeзидeнт Стрoитeльнoй пaлaты Укрaины Пeтр Шилюк. Вмeстe с тeм oн oтмeчaeт бoльшиe прoблeмы нe тoлькo пo сдaчe в эксплуaтaцию здaний, a тaкжe и кaсaтeльнo стaртa стрoитeльствa oбъeктoв.

Oдним изо глaвныx фaктoрoв вынуждeннoй «oстaнoвки» стaлa слaбaя рeфoрмa систeмы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния в сфeрe стрoитeльствa, кoтoрaя былa нaчaтa гoд нaзaд, и нeспoсoбнoсть нoвoсoздaнныx oргaнoв нaвeсти пoрядoк в гoсудaрствeннoм aрxитeктурнo-стрoитeльнoм кoнтрoлe в стрaнe. Дaжe гoсудaрствo признaлo ee нeсoстoятeльнoсть. Нe инaчe нaдo рaсцeнивaть ликвидaцию в дeкaбрe 2020 гoдa Гoсудaрствeннoй инспeкции грaдoстрoитeльствa и Гoсудaрствeннoй сeрвиснoй службы грaдoстрoитeльствa, кoтoрым нe пришлoсь пoрaбoтaть дaжe oдин гoд в oтрaсли. Xoтя сoздaвaлись oни пoмпeзнo — вмeстo прeслoвутoй Гoсудaрствeннoй aрxитeктурнo-стрoитeльнoй инспeкции (ГAСИ), кoтoрaя в тeчeниe шeсти лeт бeсчинствoвaлa в стрaнe.

Имeннo для того пoискa путeй вывoдa стрoитeльнoй oтрaсли изо кризисa и oпрeдeлeния дaльнeйшeгo нaпрaвлeния рeфoрмирoвaния aрxитeктурнo-стрoитeльнoгo кoнтрoля и сoбрaлись нeдaвнo прeдстaвитeли влaсти и ключeвыx сфeр этoй отрасли из-за круглым столом в профильном комитете Верховной Рады — комитете в области вопросам организации государственной руководство, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.

Точно не так с государственным контролем ради рынком

Действующая система государственного зодчески-строительного контроля не выполняет сервисную функцию по мнению предоставлению разрешений на постройка, ввод в эксплуатацию объектов строительства, и тому подобное. Кроме вмешательства двух министров, народных депутатов и временной следственной комиссии не под силу было получить, например, пропус на строительство даже навеса на телят. И это типичная обстоятельства для всех регионов Украины, которую что в порядке вещей системно исправлять.

И определяет строй дискуссии вокруг проблем в сфере строительства и мечта публичного мероприятия под эгидой парламентского комитета.

В Украине наблюдаем вырождение государственной политики по развитию и регулированию строительной отрасли. Был потерян базарный надзор. Роль архитекторов, технического надзора из-за строительством была нивелирована. В большинстве случаев любое сводилось к выполнению прихотей недобросовестных инвесторов.

Органы местного самоуправления равно как утратили роль и значимость в процессах развития территорий, со своей стороны констатирует спикер правления общественного союза «Международный клоб «Зеволл-Украина» Виталий Грусевич.

Картина осложняется тем, что зодчески-строительный контроль — это едва верхушка айсберга. Сейчас все сфера градостроительства глубоко поражена коррупцией, заявляет управленец правительственно-общественной инициативы «Вместе наперерез кому/чему коррупции» Оксана Величко. Постоянно субъекты градостроительства целый время мучились. Это был никак не год реформ в сфере строительства, а годик хаоса. Ситуацию надо в корне выменивать, призывает представитель антикоррупционной инициативы.

Самый актуальными задачами сейчас являются облегчение разрешительных процедур, устранение коррупции, ручательство законных прав и интересов инвесторов, прав бери комфортную и безопасную жизненную среду исполнение) потребителей, на качественную инфраструктуру строительных объектов, направляет в конструктивное колея дискуссию специалистов глава Комитета ВР Андреич Клочко.

Участникам «комитетского» круглого стола были представлены чета варианта реформирования системы государственного регулирования в сфере строительства. Вотан из них представил эмир-аль-омра развития общин и территорий Лёня Чернышов, а второй — председатель подкомитета после вопросам строительства и проектирования Комитета ВР Оля Дунда.

«Министерский» вариант представлялся сиречь концепция реформирования системы зодчески-строительного контроля в Украине. Соразмеряющийся законопроект еще не зарегистрирован в парламенте, зато хорошо участникам мероприятия он был предоставлен чтобы обсуждения (располагает этим документом получи и распишись 119 страницах и редакция ). И представлялась буква концепция как совместный разновидность от группы депутатов, Ассоциации городов Украины, Офиса простых решений и результатов, Конфедерации строителей Украины и других организаций и участников строительного рынка.

«Депутатский» модифицирование представляет собой два взаимосвязанных законопроекта №5071 и №5072, презентованные народным депутатом Олегом Дундой. Центральный документ — по совершенствованию градостроительной деятельности и реформированию государственного зодчески-строительного контроля и надзора, а второстепенный — о повышении ответственности в сфере градостроительной деятельности.

Так как «депутатские» законопроекты были зарегистрированы в Верховной Раде вновь в феврале 2021 года, и фригана имело возможность с ними по ниточке ознакомиться, ограничимся сейчас детальным анализом единственно новой, «министерской» версии реформирования. Тем сильнее что именно последняя, объединение оценкам специалистов, должна случаться базовой для финального текста реформаторского законопроекта, какой-нибудь впоследствии, наверное, попадет нате рассмотрение в сессионный зал парламента.

«Министерская» финитизм

Концепция от Минрегиона имеет целью комплексное преобразование сферы градостроительства. Ее проведение в жизнь позволит ввести в Украине новую, прогрессивную концептуальную натурщица государственного управления в отечественном градостроительстве, уверяет майордом Алексей Чернышов.

По его словам, дело не в том реформы, согласно концепции, заключается нет слов внедрении двух фундаментальных принципов. Закачаешься-первых, предлагается существенная либерализация строительной отрасли и контроля по-над ней, которую господин Чернышов назвал покамест разумной дерегуляцией. Во-вторых, вводится усиленная порука субъектов, а за некоторые нарушения ажно вводится уголовная ответственность. И осуществление этих принципов базируется держи широком использовании технологий диджитализации.

«Министерская» аристогенез предусматривает:

  • уменьшение бумажного документооборота;
  • процесс и расширение сферы применения единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕДЕССБ);
  • демонополизацию регистрации полномочия на выполнение работ черезо эту электронную систему, ЦНАП али нотариусов;
  • разграничения полномочий по мнению контролю между Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства (ГИАГ), органами местного самоуправления и юридическими лицами (в зависимости с статуса объектов и класса возможных последствий СС1, СС2 иль СС3)
  • создание подсистемы управления рисками (ради формирования планов проверок, их видов и объемов);
  • взваливание градостроительного надзора на Минрегион, и тому подобное.

По части усилению ответственности, то, взять, для проектантов предлагается впрыскнуть штрафы в размере до 4,5 млн грн, а пользу кого экспертных субъектов — до 1,1 млн грн. Средства зависят от вида нарушения и класса строительных объектов (и приличествует в прожиточных минимумах). Предполагается хоть уголовная ответственность для исполнителей работ.

Рабочей версией будущего «правительственного» законопроекта предлагается впечатывание изменений в два десятка нормативно-правовых актов:

  • законы о регулировании градостроительной деятельности, основные положения градостроительства, местное самоуправление;
  • законы об архитектурной деятельности, лицензирование, кадастр документов разрешительного характера, строительные нормы;
  • законы о финансово-кредитных механизмах, нотариате и об ответственности после правонарушения в сфере градостроительной деятельности;
  • в Расчетливый и Гражданский процессуальные кодексы, Общегражданский и Земельный кодексы, Кодекс административного судопроизводства.

Присоединить в действие будущий закон предлагается при помощи год со дня его официального опубликования.

План, которую предложил Минрегион, вперед уже была представлена для Национальном совете реформ и ее сейчас поддержали президент Украины, премьер-министр-министр, председатель Верховной Рады и участники Нацсовета, заявил диспашер Офиса простых решений и результатов Юрий Цхакая. И выразил надежду, аюшки? очень быстро новые изменения будут оценены всеми участниками строительной отрасли.

Комментируя «правительственную» концепцию, Елюся Шуляк отметила две ключевые ее особенности — активное исчерпывание электронной системы и четкое распознание контрольной функции органов местного самоуправления. На певом месте, по мнению народной избранницы, долженствует сыграть огромную роль в борьбе с коррупцией, а во-вторых обеспечит эффективный контроль вслед самовольным строительством на местах.

В (свое, по информации госпожи Шуляк, с 1 декабря задолго. Ant. с ЕДЕССБ уже занесено паче 130 тыс. документов через 10 тыс. участников рынка. А видишь как стимулировать органы местного самоуправления, так чтоб они качественно контролировали новостройка, нужно еще отработать, и соответствующие нормы подкинуть в проект, добавляет Елена Шуляк.

Совместно с тем в «министерской» концепции (своевременно, как и в «депутатской») есть что песку морского замечаний. В частности, председатель парламентского подкомитета Аля Дунда считает, что сия концепция «кособокая».

«Крупные застройщики могут сколотить закрытую административную систему согласования и реализации проектов. Они способны зарегистрировать числа уполномоченных лиц, сертифицированных лиц, которых им пора и совесть знать не жалко потерять. Ввиду стоимость регистрации таких лиц очень мала. Засим, где взятки достигают миллионов долларов, ремиз в $15 тыс. — это ни о нежели. Ведь такими лицами разрешено и пожертвовать».

Олег Дунда

Нардеп с «Слуги Народа»

Олег Дунда

Нардеп с «Слуги Народа»

Главу подкомитета в области вопросам технического регулирования и ценообразования в строительстве, производства строительных материалов и энергоэффективности в строительной отрасли Комитета ВР Ивана Юнакова смущает в таком случае, что в концепции Минрегиона невыгодный предусмотрена ответственность созданной новоприсоединенный ГИАГ. Кроме того, после мнению специалиста, необходимо предугадать полную ответственность юридических лиц, заказчиков строительства.

Достаточно ввести также дополнительную градацию финансовой ответственности из-за различные виды нарушений. Плановые и внеплановые проверки проектировщиков желательно исключить из концепции, предусмотрев такую вероятность только в особых, скандальных случаях. И никак не надо требовать внесения всей проектной документации в области частным объектам в электронную систему, сносно ограничиться, например, генеральным планом и пояснительной запиской, считает государственный депутат.

Глава комитета в области строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины Олюся Поваляев, со своей стороны, обращает подчеркнуть что на необходимость более как по пальцам распределить функции контроля и надзора посредь органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В экономически развитых странах контрольные и надзорные функции исторически являются монополией государства. И с ростом культуры строительства в таких странах усиливается движение привлечения к государственной системе надзора и контроля специалистов частного сектора, одначе делегируются им только отдельные надзорные и контролирующие функции, объясняет Поваляев.

Низкая значимость архитектора в градостроительстве примирительно «правительственной» концепции беспокоит зампредседателя Архитектурной чертог Национального союза архитекторов Украины Анну Кирий. Симпатия недовольна тем, что авторские полномочия на проекты архитекторы должны (от)давать заказчикам, зато ответственность разработчики концепции оставляют по (по грибы) архитекторами.

Не нормированы в документе вот и все, по мнению госпожи Кирий, вопросы страхования. «Не будут страховые компании поквитаться миллионные штрафы за архитекторов», — утверждает образец последних.

В целом же тезис Минрегиона может стать хорошей основой в (видах того, чтобы в итоге разломать все то негативное в отрасли, в чем дело? мешало бизнесу и общинам успешно разгораться, заключает обсуждение основных положений фаворитного проекта зампредседателя комитета ВР Лена Шуляк.

По общему мнению участников круглого стола, особливо взвешенным представляется путь объединения лучших наработок «правительственной» концепции и «депутатских» законопроектов №5071 и №5072 в вновь и, комплексный, совместный проект закона. Звучат аж мысли, что не целесообразно особо спешить, только бы случающийся этап реформирования в строительной отрасли стал качественным и эффективным.

От случая к случаю начнется новый этап реформы

Точно по результатам публичного мероприятия по-под эгидой парламентского комитета должны лежать наработаны рекомендации круглого стола законодателям, сказал его демпфер, председатель Комитета ВР Андрюха Клочко. Не назвал некто только сроки завершения экий работы. И рекомендаций пока пока еще нет.

Кроме того, нате базе профильного парламентского комитета планируется писание рабочей группы для выработки текста нового законопроекта за реформированию системы государственного управления в сфере строительства, с учетом предложений участников круглого стола.

Об этом рассказала замполит этого же комитета парламента Ёля Шуляк. Ведь, по ее мнению, замысел, который презентовал министр Алекс Чернышов, «требует еще технической доработки и дополнений более или менее прописывания определенных процедур и процессов».

Гурьбой с тем участники круглого стола отмечают некоторую неточность в отношении возможных дальнейших их действий и судьбы проектов, которые совместно обсуждались на парламентской платформе.

«К сожалению, точно по завершении заседания не было подобает ни одно решение, директор комитета четко не обозначило дальнейшие поведение, поэтому не понятно, каков исход нашей работы: будет наработан Водан законопроект, который учтет и старый и малый положительные моменты двух законопроектов с учетом замечаний и предложений профессионального сообщества, либо — либо опять решения будут укореняться кулуарно, без учета мнений экспертов и органов местного самоуправления. Подчеркиваю, в какой-нибудь месяц открытый диалог дает надежду, а будет найден компромисс, тот или другой позволит строительной отрасли сп в прозрачных и понятных условиях, а государству — вооружить надлежащий контроль и гарантировать конечному потребителю исправный и качественный продукт».

Олег Поваляев

Директор комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

Аля Поваляев

Председатель комитета сообразно строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

О дальнейшей судьбе проектов реформирования зодчески-строительной сферы попросило выступить также главу Офиса простых решений и результатов (был одним с ведущих разработчиков представленной министром Алексеем Чернышовым версии «правительственного» законопроекта) Мовра Кривоноса.

Он утверждает, в чем дело? все участники процесса настроены без страха и все хотят, чтобы модификация таки состоялась. К тому а, по словам специалиста, «в подавляющем большинстве положения представленного в конце владычица министром регионального развития текста будущего законопроекта уж готовы».

Поэтому господин Кривонос никак не сомневается, что этот корка, с учетом предложений и замечаний участников круглого стола, перестань быстро и эффективно доработан.

«В ближайшее миг новый законопроект будет зарегистрирован в Верховной Раде, и никак не позднее лета текущего годы соответствующий закон будет принят», — считает топ-управленец Офиса.

Олег Поваляев Босс комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины Аля Поваляев Председатель комитета объединение строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

«Весьма спорно выглядит предложенный Минрегионом ход к осуществлению контроля в строительстве. По мнению этой модели функции контроля возложены нате частных юридических лиц, сервис которых будут оплачиваться заказчиками строительства. Разлад интересов очевиден!

Более удачной выглядит трафарет законопроекта №5071, согласно которой наблюдение за процессом строительства со стороны заказчика повседневно обеспечивает инженер технического надзора, а уполномоченные должностные лица местного самоуправления, до письменному заявлению заказчика, осуществляют раздельный контроль на трех стадиях: база, здание, подключение к инженерным сетям.

В таком случае на должном уровне проведенный контроль должностными лицами органа местного самоуправления сообща с инженером технического надзора делает приобретение в эксплуатацию завершенных объектов стоит формальным и беспроблемным».

Минрегион предлагает взвалить функции контроля на частных юрлиц, сколько создает конфликт интересов.

Дефинитив контроля и надзора в строительстве является инструментом обеспечения безопасности конечных продуктов строительной деятельности — зданий и сооружений, подчеркивает знаток.

Об этом, к сожалению, сам черт из участников круглого стола никак не отмечал, отметил Поваляев. Соответственно его словам, речь шла о томишко, как защитить бизнес с местной и государственной власти, а профессиональных архитекторов — «от наказания по (по грибы) их нарушения», а также о томище, как предоставить больше полномочий органам местной администрация.

Но ни слова безлюдный (=малолюдный) было о том, как отразить нападение человека от некачественных строек и недобропорядочных застройщиков.

Сенюха Кривонос Председатель Офиса простых решений и результатов Симаня Кривонос Председатель Офиса простых решений и результатов

«Концепция реформирования системы зодчески-строительного контроля в Украине, которую намедни публично представил министр развития общин и территорий, была поддержана Национальным советом реформ.

Положение предусматривает уменьшение возможностей угоду кому) коррупции в отрасли, упрощение целого ряда процедур.

Незамедлительно нужно приложить максимальные активность ради поиска общей позиции всех участников разработки документа и представителей строительной отрасли, и (то) есть можно быстрее завершить преобразование системы государственного архитектурно-строительного контроля.

Убежден, что кошмарный этап развития этой системы без меры скоро закончится. Тем самым брось положен конец коррупции и поборам в сфере строительства в Украине».

Возмутительно в развитии системы архитектурно-строительного контроля без меры скоро закончится, уверяют правительство.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.